Modest Ossipoff (modest_ossipoff) wrote in ru_photoshop,
Modest Ossipoff
modest_ossipoff
ru_photoshop

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Гамма-коррекция

Как изменение параметров цветового пространства можно использовать при цветокоррекции.

— Ну что, дядя Аркадий, есть у Модеста музыкальный слух?
— Как тебе сказать?.. Пианино можете продавать.
История из детства


Пианино продали, музыке я так и не учился и никогда не играл гаммы под строгим маминым взглядом. Так что речь в этой статье пойдёт о совершенно других гаммах. Цветовые пространства RGB описываются набором параметров, среди которых: цветовая температура белой точки, primaries — координаты основных цветов — красного, зелёного, синего, и гамма.



Согласно документации Adobe Photoshop гамма — это яркость средних тонов (только не линейная, а логарифмическая). При этом чем меньше значение гаммы, тем светлее выглядит изображение. В универсальных цветовых пространствах используется либо более тёмная и контрастная гамма 2,2 (Adobe RGB (1998), sRGB, Wide Gamut RGB), либо более светлая — 1,8 (Apple RGB, ECI RGB). А причём же здесь цветокоррекция? Дело в том, что гамму рабочего цветового пространства можно изменить. При этом изображение будет выглядеть светлее или темнее, появятся дополнительный контраст и детализация в тенях или, наоборот, в светах, но «цифры», цветовые значения RGB меняться не будут.









В данном случае в качестве базового используется цветовое пространство Adobe RGB (1998). Остальные параметры остаются неизменными, меняется только гамма. А с ней — и общее впечатление от фотографии. С гаммой 1,0 видны все детали даже в глубоких тенях, зато героиня становится слишком бледной, и в светах не хватает контраста, мыльная пена сливается в сплошное белое пятно. С гаммой 3,0 за счёт полной потери деталей в глубоких тенях получаем хороший контраст в светах и средних тонах. И очень загорелую девушку. На мой взгляд, разумным компромиссом и хорошей «точкой отсчёта» для дальнейшей коррекции будет гамма 1,8. Контраст на лице более естественный, чем с исходной гаммой 2,2, детали в тенях проработаны лучше, а света хоть и стали менее контрастными, но детали в них всё равно различимы.

Гистограммы помогают отследить, как перераспределяется информация (то есть общий контраст и локальная детализация) в пределах тонового диапазона при изменении значения гаммы.

Каждый раз менять настройки рабочего цветового пространства — не слишком удобно. Намного проще заготовить впрок набор ICC-профилей на базе рабочего пространства. В панели настроек Color Settings (в Adobe Photoshop CS3 она находится в пункте меню Edit), в разделе Working Spaces выбираем Custom RGB в пункте RGB. Меняем значение Gamma, присваиваем будущему профилю понятное название (например, «Adobe RGB – Gamma 1,8») и, вернувшись в Color Settings, выбираем Save RGB. Adobe Photoshop сохранит профиль в системную папку, и можно приступать к изготовлению следующего. Рекомендую сделать сразу полный набор — от гаммы 0,75 до 3,0 с шагом в 0,2–0,3 единицы. После этого позвращаемся в настройках Color Settings к основному рабочему пространству. Подбирать подходящую гамму для каждой фотографии теперь можно при помощи функции Assign Profile (в Adobe Photoshop CS3 — в пункте меню Edit). Когда выберете подходящее значение гаммы, лучше избавиться от привязки к самодельному профилю, а конвертировать фотографию в цветовое пространство Lab, а потом — в RGB, в базовое рабочее пространство, для дальнейшей коррекции.



Фотография выглядит безнадёжно тёмной, но по гистограмме видно — детали в ней есть. Только большая их часть в тенях, и, чтобы извлечь их оттуда, придётся выбирать очень низкое значение гаммы.





Ну вот, теперь есть простор для работы с кривыми. В нашем распоряжении примерно четверть тонового диапазона.





Ещё один пример — съёмка «против света», на фоне яркого окна.



С точки зрения освещённости фотография состоит из двух частей — яркого окна и тёмных людей за столом. Людей надо существенно осветлять, но при этом от жалюзи на окне не останется и следа, и персонажи как бы повиснут в воздухе. Напротив, проработку деталей на фоне хотелось бы улучшить. Придётся решать две эти задачи отдельно. Делаем копию файла (команда Duplicate в пункте меню Edit). Основному файлу присваиваем профиль с минимально возможным значением гаммы — 0,75, а копии — с максимальным, 3,0.









Оба файла переводим в Lab, а потом обратно в RGB, избавляемся от «лишних» профилей. В основном файле появился отличный запас для корректировки— больше трети тонового диапазона. При помощи кривых делаем тени контрастнее, немного осветляем четвертьтона и получаем вполне приличных людей за столом. За счёт полного исчезновения окна и деталей на отражениях.





Теперь переносим (с нажатой кнопкой Shift, чтобы слои точно совпали друг с другом) копию в основной файл. Новому слою назначаем режим Luminocity. Цвет жалюзи будет близким нейтральному, так как окно на светлом слое почти белое. А детализация появится как раз за счёт тёмного слоя. Осталось сделать подходящую маску, чтобы не затемнять людей и стол. Лучшие маски всегда получаются из самых контрастных каналов. В данном случае — из синего. Добавляем к тёмному слою пустую маску и копируем в неё синий канал, например, при помощи команды Apply Image в пункте меню Image. При помощи кривой делаем маску (именно маску, а не сам слой) темнее — так, чтобы силуэты людей стали совсем чёрными.







Практически «мёртвая» фотография стала вполне приличной. Удалось добиться проработки деталей в средних тонах и в тенях, не потеряв при этом детали на пересвеченном фоне.



Один совет напоследок. Изменив значение гаммы, иногда вы можете спасти безнадёжную на первый взгляд фотографию. Однако не забывайте — в высоких светах и особенно в глубоких тенях обычно прячется изрядное количество цифрового мусора (шумов, артефактов сжатия и т. п.). Пока фотография тёмная, не видно и мусора, а при цветоделении он и вовсе пропадает. Но, добившись хорошей проработки деталей в тенях, вы можете получить также чёткий, отлично различимый мусор. Будьте готовы, что с ним придётся бороться.

Статья была опубликована в мартовском номере журнала “Publish” за 2009 год.
www.publish.ru/publish/2009/03/7221853/
Subscribe

  • Win8.1 + PS CC + Wacom 5 - не чувствует нажатие пера

    Всем дорый день! Решил попробовать PS CС не удаляя PS CS6. Как настроить работу пера и при этом невыскакивание стандартных виндовых…

  • как подобрать цвет

    Дорогие друзья! подскажите пожалуйста в следующем вопросе: Мне необходимо сделать точную копию одной бумажки и распечатать на своем принтере. Для…

  • Разобрать .psd на части и собрать обратно.

    cs6 Здравствуйте, господа)) Не проконсультируете ли вы по вопросу наведения порядка в фш? Допустим было потрачено несколько часов и в фотошопе…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Win8.1 + PS CC + Wacom 5 - не чувствует нажатие пера

    Всем дорый день! Решил попробовать PS CС не удаляя PS CS6. Как настроить работу пера и при этом невыскакивание стандартных виндовых…

  • как подобрать цвет

    Дорогие друзья! подскажите пожалуйста в следующем вопросе: Мне необходимо сделать точную копию одной бумажки и распечатать на своем принтере. Для…

  • Разобрать .psd на части и собрать обратно.

    cs6 Здравствуйте, господа)) Не проконсультируете ли вы по вопросу наведения порядка в фш? Допустим было потрачено несколько часов и в фотошопе…