Павел Косенко (pavel_kosenko) wrote in ru_photoshop,
Павел Косенко
pavel_kosenko
ru_photoshop

Соковыжималка. Субъективно о сочном цвете

Возможна, эта статья будет интересна участникам сообщества. В свою очередь, мне интересны мнения и встречные соображения. Спасибо!

Сочный цвет

Разрешите поделиться ненаучными соображениями о сочном цвете. Ненаучными, потому что я не могу даже дать определения этому понятию. Речь не идет о насыщенности цвета. Скорее имеются в виду его свойства в привязке к яркостной составляющей. Всем известна поговорка "ночью все кошки серы", которая отражает особенность восприятия человеческого глаза. Чем меньше освещены предметы, тем хуже мы воспринимаем их цветовую составляющую. В почти полной темноте мы видим лишь черно-серые силуэты. Ровно и наоборот, чрезмерно ярко освещенные или излучающие свет объекты кажутся нам белыми или бесцветными. Например, солнце, или поверхность колоколов в отраженном солнечном свете. Таким образом становится понятно, что должен существовать условно-эффективный диапазон яркостей, при которых цветовые свойства проявляют себя максимальным образом.

Для того, чтобы посмотреть на цвет с точки зрения яркости, удобно воспользоваться пространством Lab, где яркость (L = Luminocity) отделена от цвета (a, b = абстрактные параметры). Давайте посмотрим на цветовой круг из книги Маргулиса "Photoshop LAB Color. Загадка каньона и другие приключения в самом мощном цветовом пространстве".

Сочный цвет

Безусловно, наши размышления будут ограничены рядом условностей, связанных с невозможностью передать полностью пространство Lab - это не позволяют сделать как современные мониторы, так и фиктивные (не существующие в реальности) цвета, ведь это пространство математически абстрактное. Одна из таких условностей - значение 50 единиц (из 127 возможных), которое Маргулис откладывает в основных направлениях плоскости ab. Дело в том, что цвета, которые могут воспроизвести современные устройства вывода (принтеры, печатные машины, мониторы) практически целиком укладываются в диапазон +/-50 по каждой из осей a, b. Нет смысла рассматривать цвета вне этого пространства, тем более, чем дальше, тем ближе они будут к фиктивным.

Итак, на рисунке выше мы видим, как меняется цвет в зависимости от яркости. Первое, что бросается в глаза - все яркие цвета являются блёклыми, как бы выбеленными. Особенно хорошо это наблюдается в диапазоне примерно 75-100L (внешняя часть круга). В диапазоне 50-75L цвета выглядят существенно лучше, однако еще недостаточно "сочно". А вот в диапазоне 25-50 цвет проявляет свои самые характерные свойства. Это особенно хорошо видно по красной (Red), голубой (Blue) и желто-зеленой (Lime) составляющим. Исключение, пожалуй, составляет желтый (Yellow), который при добавлении черного становится грязнее. Это знание нам пригодится при работе с лицами. Тем не менее, в диапазоне 25-75L желтый цвет более сочный, практически глиняный. При яркостях примерно ниже 10L цвета начинают сливаться в черную точку.

Попробуем оставить на рисунке только те цвета, которые являются условно-сочными. К таким я отнёс цвета в диапазоне примерно 10-65L.

Сочный цвет

Сравните с теми цветами, которые мы прикрыли (условно-малосочные). Это ярко-блеклые, а также темно-черные цвета в диапазонах примерно 0-10L и 65-100L.

Сочный цвет

Мы приходим к тому, что "сочный" (я его иногда еще называю жирным) цвет живёт в диапазоне яркостей 10-65%, где 0% - абсолютно черная, 100% - абсолютно белая точки. На привычной нам гистограмме этот диапазон будет выглядеть примерно так (обозначено чёрным):

Сочный цвет

Или так (обозначено серым).

Сочный цвет

Два интерфейса - Levels и Curves, я привожу для того, чтобы этот диапазон был понятен относительно привычных инструментов работы с яркостной составляющей. Этот диапазон примерный и субъективный, если вас заинтересуют эти соображения, можно выработать собственные подходы.

Плавно подбираемся к практической стороне вопроса. Для того, чтобы цвета на картинке заиграли, с точки зрения яркости необходимо:

1. Размещать сюжетно-важные области изображения внутри обозначенного диапазона.
2. По возможности повышать контраст внутри этого диапазона, в т.ч. за счет других диапазонов.

Исключение, пожалуй, составляют лица. Помните, мы говорили, что желтый цвет проявляет свои свойства в более ярких диапазонах? Лично я стараюсь размещать лица в диапазоне 50-80L. Опять-таки, это чисто субъективно.

Рассмотрим пример.

Перед нами картинка с "правильным" распределением яркостей - гистограмма заполнена от левого до правого края, в светах и тенях нет принципиальных отсечек, горб приходится по центру. Динамический диапазон используется максимально, нет общего тонального завала в светлую или темную сторону.

Сочный цвет

На самом деле, вполне неплохая по качеству картинка. Но на мой вкус, несколько блёклая. Посмотрим, в каких диапазонах находятся сюжетно важные области.

голубое небо: 54-86L
красный кирпич: 43-59L
желтые столбы: 52-84L

Теперь попробуем загнать сюжетно важные области ближе к диапазону 10-65L с одновременным повышением контраста. Для этого картинку нужно чуть притемнить так, чтобы в интересующий нас диапазон попало больше информации интересующих нас областей. При этом тени желательно притемнить чуть сильнее, чтобы повысить в этом диапазоне контраст. Кривая может быть, например, такой.

Сочный цвет

Обратите внимание, работать с яркостной составляющей не обязательно в пространстве Lab (канал L). Тоже самое можно делать с композитной RGB кривой (а также CMYK, только наоборот) - это не имеет принципиального значения. Речь не идёт о готовых рецептах, мы лишь рассматриваем некоторые подходы.

Вот примерный результат.

Сочный цвет

голубое небо: 43-77L
красный кирпич: 36-49L
желтые столбы: 42-72L

Вторая картинка смотрится сочнее, хотя общая тональность сдвигается к теням и часть из них отсекается. Важно, чтобы при этом не отсекались важные в плане детализации области.

Хочу привести и обратный пример, когда повышение сочности не требуется.

Сочный цвет

Сочный цвет

Да, во втором варианте мы выдавили цветной сок, но напрочь убили нежные тонально-цветовые переходы.

Вот такие мысли. Напомню, ненаучные и субъективные. Буду рад, если кому-то окажутся полезными. Хотя ничего нового, думается, я не озвучил, т.к. многие сильные мира сего еще в пленочные времена снимали с недодержкой.

оригинал статьи с комментариями, возможными изменениями или дополнениям
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →